«Организованный набор: каким ему быть».

Олег Артамонов, помощник директора ФМС России

В конце XX века Россия вступила в длительную полосу депопуляции. Уже около пятнадцати лет, как численность умерших превышает численность родившихся. По данным общероссийской общественной организации "Деловая Россия", в период с 1992-го по 2004 год естественная убыль населения составила 10,4 млн человек, т.е. примерно около одного млн человек в год.

И это обстоятельство с особой силой поднимает проблему восполнения дефицита рабочей силы на российском рынке труда, прежде всего квалифицированной. Статистика привлечения иностранных работников в различные сферы российской экономики за последние пять лет показывает неуклонный рост — не менее 30% в год.

Сегодня, когда на экономики многих государств дополнительно воздействует мировой финансовый кризис, перед внутренним рынком труда остро встает вопрос: как соблюсти здравый баланс привлечения мигрантов и работников из числа сограждан, чтобы обеспечивать приоритетное право на трудоустройство своих граждан в условиях нарастающей безработицы и социальной напряженности? Здесь, конечно же, необходим оперативный мониторинг состояния рынка труда и мгновенное манипулирование инструментарием (нормативные акты, квоты, доли), с тем чтобы оптимально реагировать на все его изменения.

Эта проблема также тесно связана с наличием в нашей стране крупномасштабной нелегальной миграции, которая формируется в основном за счет стихийно прибывающих в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ. Именно они оказываются основным источником, обусловливающим рост доли нелегальных мигрантов.

Согласно имеющимся данным, трудовые мигранты из стран СНГ в Российской Федерации заняты преимущественно на неквалифицированной и низкоквалифицированной работе. Они в основном трудятся в строительстве, сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, оказывают услуги физическим лицам.
По данным Международной организации по миграции (MOM), более четверти (27%) опрошенных незаконных трудовых мигрантов были заняты неквалифицированным трудом, 52% — малоквалифицированным трудом и лишь 21% — профессиональным трудом по имеющейся квалификации. При этом многие нелегалы из стран СНГ, занятые неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, имели среднее профессиональное или даже высшее образование. В целом более половины трудовых мигрантов находят возможность использовать в России имеющуюся у них профессиональную подготовку и быть востребованными по специальности, полученной в учебных заведениях.

Схожая ситуация с трудовыми ресурсами сложилась во многих развитых странах мира. Несмотря на противоречивость и разнообразие мнений, высказываемых экспертами в данной области, они едины в одном — чем раньше будут найдены оптимальные способы преодоления негативных демографических тенденций и начата адаптация к новой ситуации, тем меньше будут потери. При этом большинство экспертов настоятельно указывают на необходимость внедрения в управление миграционными процессами принципов организованного набора и привлечения иностранных работников.
Сегодня страны ЕС, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Япония предпринимают активные действия по переходу на методы организованного набора желающих работать по найму за пределами страны своего происхождения.

Например, в целях совершенствования отбора и привлечения иностранных работников, прежде всего высококвалифицированных, правительство Великобритании принимает меры по введению иммиграционной балльной системы. Данная система ориентирована на приоритетное привлечение молодых высококвалифицированных специалистов, а также тех, у кого имеются приглашения на работу от авторитетных британских фирм и учебных заведений.

Аналогичные системы отбора применяются в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В результате балльная система, введенная канадскими иммиграционными властями еще в 1967 г. и затем неоднократно совершенствовавшаяся, позволила значительно повысить качество отбираемых иммигрантов, привлечь в Канаду большее число людей, обладающих требуемым уровнем квалификации и навыков.

Из всего вышеизложенного четко вырисовываются цели, к которым необходимо двигаться в современных условиях развития российской экономики и ее рынка труда.

Первая из них — обеспечение эффективного управления миграционными процессами в интересах устойчивого социально-экономического развития страны, ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина.

Следующая и такая же важная цель: привлечение востребованных квалифицированных работников из числа трудовых мигрантов для удовлетворения потребностей регионов и базовых отраслей экономики в рабочей силе.

В данных условиях целесообразно разработать систему организованного набора и привлечения иностранной рабочей силы для заполнения вакансий на рынке труда. Система должна быть способна проводить в режиме реального времени мониторинг вакансий на рынке труда, учитывать возможности внутренней миграции и преимущественное занятие вакансий гражданами Российской Федерации, а также рекрутировать во взаимодействии с зарубежными организациями-партнерами лиц, имеющих востребованные экономикой России специальность, профессию и квалификацию. Отбираемые системой кандидаты должны отвечать и другим критериям (отсутствие неснятой судимости, заболеваний, внесенных в список опасных для населения Российской Федерации, владение русским языком) и быть согласны трудиться на предлагаемых условиях.

Кандидат на занятие вакансии в какой-либо отрасли экономики России еще до своего отъезда должен пройти собеседование в соответствующей организации и в случае положительного решения получить направление в конкретный регион России к конкретному работодателю. Такой подход позволит нам свести к минимуму неконтролируемое прибытие к нам в страну мигрантов, не подготовленных и даже не имеющих ясного представления о работе, на которую они могут претендовать.

Эта система должна строиться на основополагающем принципе предоставления комплекса услуг как работодателю, так и иностранному работнику. Этот комплекс включает в себя предоставление государственных услуг, позволяющих находиться в правовом поле российского законодательства, и частных услуг, обеспечивающих комфортность пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Тем самым повышается привлекательность российского рынка труда в условиях мировой конкуренции за привлечение квалифицированной рабочей силы.

Неотъемлемым элементом в системе организованного набора иностранной рабочей силы необходимо считать организации-интеграторы, координирующие взаимодействие компаний различных форм собственности и государственных учреждений, оказывающих услуги работодателям и иностранным работникам в процессе привлечения и использования труда иностранных граждан. То есть организации, которые бы взяли на себя проблемы интеграции усилий по предоставлению услуг от момента поиска востребованных работодателем иностранных работников до момента окончания трудового договора между работодателем и работником с последующим отъездом его в страну исхода.

Взаимодействие с партнерами в странах исхода иностранных работников должно быть направлено, с одной стороны, на выявление препятствий, не позволяющих иностранному гражданину работать в России (административные и уголовные правонарушения, наличие заболеваний, представляющих угрозу населению), а с другой стороны, на подготовку соискателя к занятию вакансии.

Исходя из понимания того, что иностранный работник занимает свободное рабочее место и соответствует всем требованиям работодателя, имеется возможность единовременно оформить все необходимые ему документы: уведомление о пребывании, разрешение на работу, трудовой договор, уведомление о трудоустройстве, отметку о продлении пребывания в миграционной карте.

Такая процедура позволит избежать многократных обращений в государственные органы, сократит время оформления разрешительных документов, пополнить адекватными и достоверными сведениями информационные ресурсы органов исполнительной власти и в конечном итоге будет способствовать снижению коррупции в сфере услуг.

Работодателю будут передаваться иностранные работники уже с полным пакетом документов, позволяющих осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации. Но на этом, по нашему мнению, оказание услуг организацией не должно заканчиваться.

Она должна осуществлять юридическое сопровождение трудового договора между работодателем и иностранным работником, которое позволило бы защищать интересы обоих сторон, а в случае необходимости представлять их интересы при судебных и досудебных разбирательствах. А в конечном итоге диапазон сферы услуг, предоставляемых организацией, может расширяться и на предоставление временного жилья, организацию досуга иностранных работников, нотариальные, финансово-кредитные и многие другие услуги.

По такой же схеме могли бы оказываться услуги населению (физическим лицам) при подборе помощников по ведению личного хозяйства.

Для повышения ответственности таких организаций, укрепления контроля и надзора за их деятельностью целесообразно на законодательном уровне рассмотреть вопрос лицензирования деятельности, связанной с привлечением и использованием иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Аналогичный опыт в ФМС России уже имеется в части лицензирования организаций, занимающихся трудоустройством российских граждан за границей.

Таким образом, комплексный подход к предоставлению услуг работодателю и иностранному работнику на основе государственно-частного партнерства может дать значительный эффект в деле легализации трудящихся-мигрантов, которые из-за громоздкости процедур оформления, а порой и незнания отдельных норм российского законодательства, работают на российской территории нелегально. Их легализация позволит ввести в сферу правового регулирования трудовые отношения работников и работодателей, повысит социальную защищенность трудящихся-мигрантов.

Для этого предстоит внести изменения и дополнения в действующие миграционные, трудовые и налоговые нормативные правовые акты, провести работы по минимизации организационных проблем обеспечения трудовой миграции, совершенствованию существующей системы учета и регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, выработать меры по совершенствованию системы учета сведений о потребностях рынка труда в иностранной рабочей силе, в том числе из государств — участников СНГ; организовать взаимодействие в первую очередь с государствами — участниками СНГ по согласованию политики и координации действий в отношении мигрантов, в том числе нелегальных.

Реализовать все это невозможно без создания информационно-технической инфраструктуры.

Мы понимаем, что задача эта масштабная, она потребует координации усилий многих ведомств, но в результате у страны появится возможность на основе профессионально-квалификационных и иных критериев (например, гражданство, возраст, состояние здоровья и т.п.) эффективно регулировать потоки трудовых мигрантов с учетом национальных интересов России. Мы получим действенный механизм восполнения дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированной, в отраслях экономики Российской Федерации. Одновременно понизится уровень нелегальной трудовой миграции в Российскую Федерацию, вырастут налоговые поступления от трудовой деятельности иностранных работников. А как следствие улучшится криминогенная обстановка. Кстати, одной из перспективных мер может стать присвоение каждому трудящемуся-мигранту, въезжающему в Российскую Федерацию, налогового идентификатора, фиксируемого в выдаваемом разрешении на работу.

В то же время нельзя забывать и об определенных рисках, которые могут сопровождать систему организованного набора при ее реализации. Скажем, система может оказаться недостаточно эффективной вследствие отсутствия у ФМС России соответствующих полномочий (например, осуществлять контроль за действиями лицензированных организаций). Может не найтись достаточного количества квалифицированных трудовых ресурсов за пределами Российской Федерации, может упасть миграционная привлекательность России по причине роста ксенофобии, экстремизма, этнической и конфессиональной нетерпимости и т.п. Не исключен сговор работодателей и трудовых мигрантов с целью уклонения от оформления законного статуса на территории Российской Федерации и, как следствие, от внесения в бюджет предусмотренных законодательством налоговых выплат.

Залогом снижения возможных рисков будут открытая и привлекательная государственная миграционная политика России, систематическая и доброжелательная информационная работа в СМИ Российской Федерации и государств, заинтересованных в экспорте трудовых ресурсов в Российскую Федерацию, предоставление трудящимся-мигрантам информации о возможностях их трудоустройства и предполагаемых жилищно-бытовых условий, в целом транспарентный характер реализации принципа организованного набора иностранных работников.

Эта идеология была заложена нами в разработанный проект Концепции организованного набора. Проект был разработан в соответствии с решениями, принятыми на встрече глав миграционных ведомств стран СНГ в г. Чолпон-Ата (Киргизия) в 2008 году. В марте текущего года проект прошел первую апробацию на заседании рабочей группы по разработке концепции в Минске. Сейчас документ разослан всем странам СНГ для анализа и доработки. А в мае проект Концепции будет рассматриваться на очередной встрече глав миграционных ведомств.

www.fms.gov.ru