«Заслуги — по делам»

Игорь Агеев, начальник Управления по вопросам кадров и государственной службы

В кадрах убеждены: пришло время наводить порядок в головах Наш разговор с начальником Управления по вопросам кадров и государственной службы ФМС России полковником милиции Игорем Владимировичем АГЕЕВЫМ начался почти с того же, с чего и в начале прошлого года. С той лишь разницей, что в январе 2008-го мы говорили о выходе в свет приказа о создании кадрового резерва ФМС (раньше такого документа в службе не было), в этом — насколько его удалось реализовать.

Мы считаем, что удалось. Сегодня у нас есть не только списки кандидатов для назначения на должности начальников региональных управлений и их заместителей, но и сами люди. В самое ближайшее время с этими сотрудниками намечено проведение учебных сборов. Скорее всего с целью экономии средств это будет проходить не в один этап и не в одном месте. Для представителей субъектов Европейской части сборы пройдут в подмосковном Болшеве, для регионов Зауралья и Дальнего Востока — где-нибудь в Сибири.

Главная цель мероприятия — посмотреть, что фактически эти люди собой представляют. Их послужной список и рапорта о готовности зачисления в резерв — хорошо, но нам нужно убедиться, насколько конкретный сотрудник реально готов к исполнению более ответственной должности. Причем не только в масштабах своего управления, но и при необходимости в другом регионе. Значит ли это, что службу ждут кадровые перестановки? Перестановки личного состава у нас происходят и будут происходить всегда, но ни о каких глобальных перемещениях речи не идет.

Специфика нашей работы и сегодняшние темпы жизни требуют, чтобы и кадровые органы, и потенциальные назначенцы всегда находились в нужной степени готовности к перемещению по должности. В конце прошлого года, например, согласно Указу Президента РФ Николай Матвеевич Смородин стал заместителем директора службы. На его должность начальника управления был назначен Михаил Николаевич Утяцкий — бывший начальник УФМС по Московской области, которого, в свою очередь, сменил Олег Апполонович Молодиевский. И так, по нисходящей, была заполнена вся "цепочка" должностей.

То же самое произошло и совсем недавно, когда по просьбе Виктора Александровича Вохминцева состоялось его освобождение от занимаемой должности, и на место заместителя директора был назначен Юрий Николаевич Буряк... Это — в подтверждение, что каждый достойный имеет возможность продвигаться у нас по служебной лестнице. В последнее время достаточно активно муссируются разговоры в отношении перехода сотрудников ФМС России на государственную службу. Каковы перспективы в этом отношении? Если подобный шаг будет сделан, я лично ничего нелогичного в нем не вижу.

Полицейские задачи, возложенные на ФМС России, очень минимальны, и нет необходимости, чтобы выдачей паспортов либо постановкой на миграционный учет иностранных граждан занимались люди в погонах. Пока нормативные базы в этом направлении находятся в стадии проработки, и 2009 год останется как есть. Но никакого ажиотажа по поводу того, что со следующего года со всех наших сотрудников снимут погоны, быть не должно. Если руководством страны будет принято решение о демилитаризации службы, оно будет осуществляться поэтапно. Махать шашкой и резать по живому никто не собирается. И сотруднику с 18 годами выслуги никто на дверь показывать не будет; мы обязательно изыщем для него возможность дослужить, чтобы он получил право на пенсию.

Нынешний год уже ознаменовался рядом реформ в силовых структурах. В частности, это коснулось Минобороны; сокращения происходят и в МВД. В какой степени эти реформы затронут Федеральную миграционную службу? Точно могу сказать, что никаких сокращений у нас не будет. Этот вопрос даже не рассматривается по той простой причине, что в ФМС, несмотря на почти полную штатную укомплектованность, личного состава по-прежнему не хватает. Выполнение задач, которые ставятся перед нашей службой президентом страны и правительством (с каждым годом число задач увеличивается), требует дополнительного количества рабочих рук. Это очевидно.

В нынешнем году мы планируем провести мониторинг на предмет расчета необходимой численности личного состава для более успешного выполнения задач, возложенных на службу. Основная цель — определить, сколько конкретно людей и на каком направлении должно трудиться. Это касается не только центрального аппарата, но и региональных управлений.

Мы прекрасно понимаем, что процесс достаточно хлопотный, требующий расчета и обоснования по каждой штатной единице, но только по результатам проведенного исследования можно будет выходить в Правительство РФ с просьбой об общем увеличении численности службы. Думаю, что раньше конца 2009 года этот вопрос вряд ли будет подниматься. При этом никому не следует забывать, что нынешний кризис толком нас еще не коснулся, и рассчитывать на щедрое получение дополнительного личного состава — более чем наивно. Я слышал о заявлениях некоторых региональных руководителей о том, что для успешного выполнения поставленных задач им необходимо увеличить штатную численность своих управлений чуть ли не вдвое.

По-видимому, говоря об этом, они попросту забывают, что сотрудников ФМС прекратили привлекать для охраны общественного порядка, как это происходило до выделения службы в самостоятельную федеральную структуру. Никто не ставит под сомнение, что нагрузка, связанная с выполнением повседневных служебных обязанностей, немалая, но сравнивать нынешнее количество сотрудников с тем, что было раньше, чисто арифметически — некорректно. И я не сомневаюсь, что результаты мониторинга помогут нам разобраться в этой ситуации наиболее объективно. Что еще в сфере деятельности вашего управления? Не менее важная работа связана и с подбором личного состава по деловым качествам. Сегодня мы смогли добиться ситуации, когда вопрос с комплектованием у нас практически решен.

По итогам прошлого года общий некомплект в службе составил 3,9 процента. Это очень хороший показатель, считающийся рабочим; все силовые министерства и ведомства в этом отношении нам могут только позавидовать. Однако мы не считаем, что достигли в своей работе какого-то совершенства. Следить, чтобы некомплект кадров не отражался на нормальном выполнении функциональных обязанностей, — лишь часть дела; необходимо стремиться к тому, чтобы качественный состав сотрудников находился на соответствующем уровне. Это в одинаковой степени касается всех категорий личного состава: как аттестованных сотрудников, так и гражданских служащих.

По-прежнему на повестке дня у нас остается вопрос престижности службы. В значительной степени он зависит от того, как работают сотрудники Управления по вопросам кадров и государственной службы. Именно наши недоработки при подборе личного состава "больнее" всего могут сказаться на общем деле и имидже службы. С этим мы столкнулись в прошлом году, когда выяснилось, что в некоторых субъектах при комплектовании вакантных должностей оказались, мягко говоря, не лучшие сотрудники, от которых в органах внутренних дел попросту избавились. Особенно показательным в этом отношении выглядело УФМС по городу Москве, где на протяжении нескольких месяцев в 2008 году периодичность задержания сотрудников при получении взяток или попытке к таковым составляла примерно по одному человеку в неделю. И хотя сегодня все это в прошлом и связано не только с недоработкой кадровых органов, соответствующие выводы для себя мы сделали.

Понятно, что искушение бывает слишком велико, особенно в отделах иммиграционного контроля. Нередко представители криминальных структур пытаются "объять" своим вниманием наших сотрудников, и у людей с не очень чистоплотной душой желание получения легких незаконных денег перевешивает все остальные. Это происходит в том случае, если на местах проводится недостаточная работа по разъяснению действующего законодательства и ответственности, наступающей при подобных правонарушениях, а также отсутствует надлежащий контроль руководителями. С нашей стороны была проведена некоторая чистка рядов, соответствующая воспитательная работа Не могу сказать, что нам полностью удалось свести к нулю подобные проявления, но той частоты задержаний, которая была в прошлом году, сегодня нет.

Как вы оцениваете динамику взаимоотношений с МВД?

Все прошлые годы говорилось, что эти отношения желают быть лучшими. Они — это мнение объективное — лучшими и становятся. И одна из причин того — понимание, что сегодня наша служба имеет гораздо большую самостоятельность, нежели это было на начальных этапах. Однако никогда не следует забывать, что для полноценного выполнения задач, возложенных на нас, без взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел не обойтись. В качестве примера, когда такое взаимодействие приносит хорошие плоды, можно привести Республику Татарстан. Там идет понимание на всех уровнях: межличностных, должностных, организационных.

В результате деятельность местного Управления ФМС, возглавляемого Евгением Закировичем Давлетшиным, в масштабах всей службы заметно выделяется в лучшую сторону. Мы обязательно в этом году проведем в Татарстане выездную коллегию ФМС, чтобы руководители территориальных управлений смогли на месте посмотреть, как должна строиться работа по взаимодействию. На что бы еще вы порекомендовали обратить внимание в своей работе начальникам территориальных управлений? На общую активизацию работы в свете антикоррупционного законодательства; особенно — с аттестованными сотрудниками.

Раньше с ними работа в данном направлении велась очень незначительно, сейчас мы готовим документы специально для этой категории личного состава. Не хочу сказать, что в них будет что-то кардинально новое, принципиально отличающееся от работы с государственными служащими, но все де-юре должно быть приведено в соответствие. Некоторые требования раньше не распространялись на аттестованных сотрудников. Очень надеемся, что, помимо изменений в документах, нам удастся изменить кое-что и в их головах. Восприятие личным составом новых требований должно быть адекватно времени, в котором мы сегодня живем и трудимся.