«Пользу можно извлечь из всего»

Сергей Болдырев, заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции

В середине февраля были обнародованы результаты исследований, проведенных экспертами международной правозащитной организации Human Rights Watch (Хьюман Райтс Вотч) о соблюдении прав трудовых иностранных мигрантов на территории России. Примерно за шесть месяцев работы (наряду с несколькими российскими регионами правозащитники охватили своим вниманием республики Таджикистан и Киргизию) были опрошены около 140 мигрантов, которые некоторое время назад были заняты в Российской Федерации в сфере строительства. Кроме того, исследователи встречались с представителями органов власти, общественных организаций, с работодателями.

Полученные данные были систематизированы и приведены в форму доклада, в котором помимо описанных фактов нарушения прав гастарбайтеров, правозащитники изложили свое видение общей миграционной ситуации в России и предложили некоторые рекомендации по решению неблагополучных, на их взгляд, проблем. Не исключено, что определенные структуры, на которые рассчитан этот доклад, изучили предложенные материалы и будут теперь громогласно твердить о массовом нарушении прав трудовых мигрантов в России.

Помимо невыплат, или задержек заработной платы - основного нарушения, о котором идет речь, в докладе также отмечены вопиющие случаи принудительного труда, изъятия паспортов, торговли людьми. Опрошенные мигранты жаловались на побои и плохое питание, произвольные суммы штрафов и вычетов со стороны работодателей за любую провинность.

В случае попыток уволиться, некоторые сталкивались с отказом вернуть паспорт; при попытках протестовать - с угрозами, вплоть до физического уничтожения Если дать волю только эмоциям, вывод из вышеизложенного, напрашивается один. Мы же решили обратиться к здравому смыслу. И попросили прокомментировать исследовательскую работу правозащитников из Human Rights Watch заместителя начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России Сергея Ивановича Болдырева, который с не меньшим вниманием ознакомился со всеми позициями, изложенными в указанном докладе. Сразу хочу отметить, что ничего принципиально нового эти исследования нам не открыли. И у нас в управлении, и в Службе в целом накоплено достаточно опыта и практики, чтобы мы могли оценивать подобные труды с профессиональной точки зрения. Скажу больше, что один из авторов доклада встречался с нами летом прошлого года для обсуждения некоторых актуальных проблем в сфере трудовой миграции, которые нашли свое место в докладе.

Как набор фактов, этот документ может представлять некоторый интерес для работников миграционной службы, и для тех органов исполнительной власти, которые участвуют в пополнении российского рынка труда иностранной рабочей силой. Полагаем также, что полезная информация, отмеченная в докладе, особенно фактологического свойства, может быть использована в ходе проведения различных "круглых столов", конференций, других подобных мероприятий. Мы готовы к конструктивной дискуссии с различными правозащитными организациями, в том числе и с Human Rights Watch по любой позиции, отраженной в их исследовании. Можно не сомневаться, что найдутся любители "жареных" фактов, которые, ознакомившись с докладом, обязательно подготовят нам заведомо острый (возможно, даже провокационный) вопрос.

Позиция ФМС России достаточно прочная. У нас есть и аргументы, и факты, и результаты собственных мониторингов по всем направлениям миграционной составляющей, поэтому уверяю: мы сможем дать конкретный ответ на любой конкретно поставленный вопрос. Следует отметить, что в докладе часто излагаются результаты интервью с бывшими трудовыми мигрантами, о которых, как отмечают сами составители, опрашиваемые лица только слышали от других.

Очевидно, что ценность таких сведений незначительна. Их использование в докладе можно объяснить определенной ангажированностью по отношению к российской действительности, личной заинтересованностью, чьим-то непрофессионализмом или просто элементарной недосказанностью. В социологических опросах следует придерживаться правила: "Если какой-то факт или эпизод официально не зафиксирован и проверить его не представляется возможным, то верить или не верить в него - дело, как говорится, вкуса".

Написать, в принципе, можно все, что угодно; прочитанное можно трактовать по-разному, но в итоге каждая из сторон останется при своем видении проблемы. Может быть, в докладе есть какая-то наиболее типичная, или характерная ситуация, которая заслуживает особого внимания? В большинстве фактов, изложенных со слов интервьюируемых лиц и свидетельствующих о нарушении прав гастарбайтеров, просматривается наличие третьей, посреднической, стороны, которая неизменно встает между трудовыми мигрантами и работодателями.

Скажем, в каком-то месте появляется спрос на рабочую силу, а в другом - возникает предложение. Чтобы свести их между собой появляется некий посредник. Неважно, частное это лицо, или юридическое; на территории России, или в стране исхода мигрантов. Потенциальные мигранты, желающие получить подходящую работу за границей, доверяются посреднику, платят ему деньги за оформление документов, приобретение билетов за проезд, оказание каких-то других услуг... Однако, приезжая на место своей будущей работы, они оказываются никому не нужными, или о выполнении обещанного вдруг забывается. Людям не остается ничего другого, как самим лихорадочно улаживать неожиданно возникшие проблемы с миграционным учетом, поиском работы, местом жительства, другими необходимыми формальностями.

Так в доклад и набирается множество проблем, о которых нам потом повествуют. Не сомневаюсь, что здравомыслящие и компетентные люди хорошо понимают: в чем здесь корень зла. Иностранный гражданин, собирающийся в другую страну на заработки и, начинающий свой путь с нарушений, возможно, непредумышленных, может не сомневаться: проблем ему не избежать. В подобной ситуации в нем самом кроется источник, приводящий в дальнейшем к нарушению его прав. Это касается не только иностранцев, приезжающих в Россию, но и россиян, которые едут за рубеж за "длинным" долларом. Знакомясь в докладе с содержанием многочисленных интервью, лишний раз убеждаешься, что разговоры о развитии частно-государственного партнерства, которые уже четыре года ведутся в нашей стране, нужно как можно быстрее переводить в практическую плоскость.

Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации функционируют государственные центры занятости, однако они физически не успевают обслужить население, ищущее работу в своем регионе, не говоря уже об иностранцах. Было бы очень неплохо, чтобы частные и государственные структуры, отвечающие за данный сектор, наконец, скооперировались. Частные - могут открыть свои представительства за рубежом, контактировать там с партнерами и подбирать с их помощью потенциальных трудовых мигрантов, имеющих нужные нам профессию, специальность и квалификацию. А государственные службы будут работать с прибывшим контингентом трудовых мигрантов и работодателями. Только тогда можно будет говорить, что цепочка замкнута, и ситуация находится под контролем.

В рамках Комитета по делам СНГ Верхней Палаты Парламента РФ уже около года ведется разработка законопроекта, который будет регламентировать деятельность частных агентств занятости, их права и обязанности. Подобная деятельность, в принципе, не запрещена и сегодня, но оказание услуг иностранным гражданам в плане их трудоустройства нормативно-правовыми актами не регламентировано. Как только подобное частно-государственное партнерство будет введено в четкое правовое поле, можно будет говорить о государственном контроле и надзоре за этим видом деятельности.

В частности, ФМС России сегодня исполняет государственную функцию по лицензированию организаций, оказывающих содействие российским гражданам в их трудоустройстве за рубежом. Тем же структурам, которые оказывают содействие иностранцам в поиске работы на территории нашей страны и российским работодателям в подборе соответствующих специалистов, выдача лицензий на право осуществления данного вида деятельности не предусмотрена. Это неправильно, поскольку их деятельность и соблюдение прав трудящихся мигрантов тесно взаимосвязаны. В заключение хочу отметить, что представленный Human Rights Watch доклад может найти применение в работе на направлении трудовой миграции. Полагаю, что определенную практическую пользу из него извлечь можно.

Беседовал Виктор СИРЫК