«Борьба с коррупцией»

Игорь Агеев, начальник УВКиГС ФМС России.

Определены направления работы ФМС России, осуществляя свою деятельность, оказывает общественно значимые и массовые услуги прежде всего населению. Сотрудники миграционной службы ежегодно принимают больше 40 миллионов человек по вопросам выдачи паспортов, регистрации, оформления гражданства. Поэтому потенциальные коррупционные риски ведомства весьма широки.

Наличие коррупционных рисков в миграционной службе подтверждается обращениями граждан. С начала года в ФМС России поступило 16 745 обращений граждан. В большинстве из них - критические замечания, связанные с организацией работы территориальных органов миграционной службы. Люди жалуются на длительные сроки оформления документов, некомпетентность сотрудников, истребование дополнительных документов, не предусмотренных законодательством.

Чтобы устранить саму возможность подобных явлений, в ФМС России согласно приказу от 29 октября 2007 года № 424 была разработана ведомственная целевая Программа противодействия коррупции в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах.

Мы ожидаем, что следствием внедрения программных мероприятий будет повышение качества и доступности исполняемых ФМС России государственных функций, повысятся открытость и эффективность деятельности службы, уменьшатся издержки граждан и организаций на преодоление административных барьеров, а в конечном итоге - укрепится доверие общества к миграционной службе.

Наряду с этим меры по предупреждению коррупционных рисков предпринимаются в рамках выполнения рекомендаций Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией, а также комплексной программы мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007-2008 годы.

Издан и зарегистрирован в Минюсте России приказ ФМС России "О комиссии ФМС России по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов".

По результатам работы по укреплению законности и служебной дисциплины в системе ФМС России готовятся и рассылаются ежеквартальные обзоры с соответствующими указаниями.

На оперативных совещаниях и при подведении итогов регулярно заслушиваются руководители территориальных органов и их структурных подразделений, не обеспечившие требуемого уровня дисциплины и законности.

Разработанные и реализованные меры организационно-правового характера позволили в 2008 году значительно актуализировать меры по профилактике и предупреждению правонарушений среди личного состава.

За период январь-май 2008 года всего по системе ФМС России выявлено и зарегистрировано 68 преступлений общеуголовной и корыстной направленности, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Как ни жаль это признавать, рост уровня преступности среди сотрудников ФМС России отмечен в Сибирском федеральном округе, в частности в УФМС России по Алтайскому краю, по Новосибирской области. Аналогичное положение в ряде управлений ФМС России, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (УФМС России по Приморскому краю, УФМС России по Амурской области). Неблагоприятная обстановка складывается и в УФМС России по Республике Коми, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Псковской областям, входящим в пределы Северо-Западного федерального округа.

В общей структуре преступности наблюдается тенденция роста должностных преступлений (67 преступлений против 36 за аналогичный период прошлого года (+86,1%). Это характерно для миграционных органов Приволжского федерального округа (Республика Удмуртия).

Абсолютное большинство преступлений, совершенных сотрудниками Федеральной миграционной службы в текущем году, по своим составам являются должностными.

За четыре месяца привлечены к ответственности 23 сотрудника ФМС России, столько же, сколько было в 2007 году.

На одном уровне с прошлым годом осталось количество допущенных злоупотреблений должностными полномочиями (6 фактов). Стабильным остается и показатель по превышению должностных полномочий сотрудниками территориальных органов.

В то же время количество злоупотреблений, допущенных сотрудниками, растет в УФМС России по Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Новосибирской области и Приморскому краю. Оставляет желать лучшего и состояние оперативной обстановки в плане превышения сотрудниками ФМС России полномочий. По этому показателю рост составил почти 140%!

Тем не менее статистика показывает и некоторые положительные тенденции в состоянии законности среди руководящего состава территориальных органов ФМС России. В текущем году на треть сократилось взяточничество, на 40% - превышение должностных полномочий.

Если говорить о территориальных органах ФМС России, расположенных в Южном федеральном округе, следует подчеркнуть, что здесь произошло существенное снижение преступности среди личного состава (-60%). Стопроцентное снижение произошло в У(О) ФМС РФ по Республике Северная Осетия - Алания, Республике Калмыкия. Существенно улучшилось положение в Ставропольском крае.

Тем не менее за январь-март 2008 года по подозрению в совершении преступлений коррупционной направленности был задержан ряд руководителей территориальных подразделений ФМС России.

Заместитель начальника отдела - начальник отделения иммиграционного контроля в СВАО УФМС России по г. Москве подполковник милиции С. Савочкин 17 января 2008 года был задержан сотрудниками УБЭП СВАО г. Москвы при получении взятки. В тот же день прокуратурой СВАО г. Москвы возбуждено уголовное дело по части 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки) в отношении Савочкина и старшего инспектора того же отделения майора милиции А. Чернухи.

В отношении начальника территориального пункта УФМС России по Орловской области в Должанском районе старшего лейтенанта внутренней службы Н. Стеблецовой руководством УФМС в январе 2008 года проведена проверка, по результатам которой материалы направлены в межрайонный Ливенский следственный отдел СУ СК при Прокуратуре РФ по Орловской области. В отношении Стеблецовой возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

16 января 2008 года прокуратурой Промышленного муниципального округа Республики Ингушетия в отношении начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Ингушетия в Джейрахском районе майора милиции Л. Льяновой возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

В отношении начальника территориального пункта ОФМС России по Карачаево-Черкесской Республике в г. Карачаевске майора внутренней службы Ш. Чомаева 26 февраля 2008 года прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики по фактам, имевшим место в феврале 2004 года, возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

В январе нынешнего года в УФСБ России по Свердловской области поступила информация о том, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлены нарушения в работе заместителя начальника ОВТМ УФМС России по Свердловской области советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Н. Борисовой, а также ведущего специалиста-эксперта отдела внешней трудовой миграции О. Радостевой и главного специалиста-эксперта ОВТМ О. Еловских. Сейчас прокуратурой рассматривается вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По результатам ранее проведенных служебных проверок приказами УФМС РФ от 03.12.2007 года № 578л/с и от 06.11.2007 года № 535л/с Борисова и Еловских предупреждены о неполном служебном соответствии.

6 июня 2007 года прокуратурой Республики Калмыкия в отношении начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Калмыкия в Яшалтинском районе майора внутренней службы Ю. Мищенко было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

30 ноября 2007 года Городовиковским межрайонным СО СУ СК при прокуратуре Республики Калмыкия в отношении Мищенко было возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), которое в настоящее время находится в стадии расследования.

Во многом перечисленные факты - это уже результат реализации Программы противодействия коррупции. В ФМС России создана и работает комиссия по противодействию коррупции (приказ ФМС России от 29 октября 2007 года № 424). На заседаниях комиссии рассматриваются самые острые вопросы борьбы с коррупцией: меры по противодействию проникновения в систему миграционной службы криминально ориентированных лиц и вовлечению сотрудников в противоправную деятельность. Анализируется состояние дисциплины и законности в территориальных органах ФМС России. В ближайшее время предполагается доработать и ввести перечень должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции в ФМС России, а также примерный перечень коррупционных действий и проявлений в деятельности государственных служащих ФМС России.

Проводятся практические мероприятия по совершенствованию организации деятельности ФМС России в размещении государственных заказов.

Особое внимание комиссия уделяет внедрению механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных служащих, замещающих должности, в наибольшей степени подверженные риску коррупции. В том числе применению в ФМС России технических средств контроля за деятельностью данной категории госслужащих, а также применению технических средств контроля в процессе непосредственного взаимодействия с физическими и юридическими лицами.

Систематически ведется анализ действующих ведомственных и иных нормативных правовых актов для выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции. Создается система информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающимися вопросами противодействия коррупции. Формируется система мер дополнительного стимулирования для государственных служащих, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (так называемый компенсационный пакет).

При разработке Программы противодействия коррупции в системе ФМС России с участием департамента собственной безопасности МВД России и Управления "М" ФСБ России были определены основные коррупционоемкие факторы в деятельности территориальных органов миграционной службы.

К ним мы относим в первую очередь использование различных фирм-посредников (адвокатских или однотипных бюро), через которые предоставляются услуги по оформлению заграничных паспортов, разрешений на работу, проставление регистрационных отметок (часто по несуществующим адресам), возможно, с помощью сотрудников территориальных органов ФМС России.

Не меньшего внимания в этом перечне требует проблема легализации лиц стран ближнего и дальнего зарубежья не только по действующим, но, как правило, по недействительным документам.

Здесь же и нарушения порядка выдачи разрешений на временное проживание, разрешений на работу иностранным гражданам или замены паспортов гражданам России.

Такая, казалось бы, мелочь: организация выдачи талончиков на прием в кабинеты, которые реализуются через "своих" людей, превратилась в питательную среду коррупции и источник недовольства приходящих в миграционную службу людей.

Особое внимание комиссии уделяется такому явлению, как создание режима благоприятствования для определенных этнических или преступных сообществ, связанного с легализацией и вымогательством денежных средств для создания им "спокойной жизни".

Необоснованное принятие решений о продлении статуса вынужденного переселенца или об отказе в продлении, а также выдача недействительных (липовых) удостоверений вынужденных переселенцев - это, на мой взгляд, самое уродливое явление в перечне коррупционных факторов.

Есть в перечне и такие специфические вопросы, как наложение штрафов на нелегальных работников вместо их депортации и удаления из централизованной компьютерной базы данных на нелегалов.

И, наконец, проблема искусственно создаваемых очередей. Очевидно, что в ближайшие годы в период выдачи паспортов нового поколения можно ожидать обострения этого фактора. Соответственно будет усиливаться и работа комиссии по борьбе с коррупцией в этом направлении.

Работа предстоит огромная. Поэтому хотелось бы выделить некоторые основные направления, по которым она будет проводиться.

Первое. Нам предстоит выявить способы незаконного обогащения с использованием коррупционных механизмов и условий, им способствующих. Следует отметить, что работа в данном направлении будет строиться на основе анализа информации о фактах коррупции, которая может содержаться в официальных документах из органов государственной власти и управления, материалах мониторингов, письмах и личных обращениях граждан и лиц без гражданства в органы государственной власти и общественные организации, поступающих на рассмотрение в ФМС России.

Второе направление антикоррупционной работы: анализ и правовая экспертиза издаваемых и принятых нормативных правовых актов на предмет их коррупционных рисков и последующее внесение предложений по изменениям и дополнениям в нормативные правовые акты с целью совершенствования миграционного законодательства.

Третье направление (это очень важно): особое внимание уделять проведению конкурсов по размещению заказов на изготовление печатной продукции, приобретение оргтехники. С этой целью необходимо организовать проверки соблюдения законодательства о проведении конкурсов и государственных закупках.

И последнее: информационное сопровождение осуществляемых мероприятий. Надо стремиться к тому, чтобы работа миграционной службы стала прозрачной и абсолютно понятной простым людям. Вот самая надежная основа для борьбы с коррупцией. В этой связи необходимо определить перечень документов, подлежащих обязательному опубликованию в средствах массовой информации.